Значительная часть магистральных трубопроводов пролегает под землей. Речь идет как о магистралях по транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, так и о коммунальном хозяйстве крупных городов, где иным образом крупный трубопровод и не проложишь. К арматуре, которая устанавливается на магистральные трубопроводы, предъявляются очень высокие требования, так как её отказ может дорого обойтись.
В былые времена магистральная арматура устанавливалась в специальных колодцах и камерах, сделанных из железобетонных блоков, необходимых для ее обслуживания. Но по мере развития техники и появления новых материалов с высокой стойкостью к коррозии появилась возможность разработать и изготовить специальную арматуру, не требующую технического обслуживания на протяжении всего жизненного цикла, благодаря чему всё чаще стала применяться бесколодезная установка арматуры. Сегодня большинство запорной арматуры на магистральных газо- и нефтепроводах именно таково.
Основным требованием для арматуры бесколодезного монтажа является способность работать в течение десятков лет без какого-либо обслуживания. Ведь задвижка в этом случае засыпается грунтом, доступ к корпусным деталям отсутствует, а управление осуществляется через специальный удлиненный шток, который выводится на поверхность.
Наряду с телескопическим штоком, конструкция задвижки для бесколодезной подземной установки должна иметь целый ряд других особенностей, делающих ее весьма непростой в разработке и производстве. Прежде всего — особый узел уплотнения штока, исключающий применение требующего замены и подтяжки сальника. Такие задвижки производят не так уж много заводов, причем большинство производителей — зарубежные.
Нами разработаны и освоены в производстве ЗАО «Курганспецапрматура» бессальниковые задвижки в подземном исполнении номинальным диаметром от 150 до 700 мм на давление 63 или 100 атм. Для защиты от коррозии используется эпоксидно-полиуретановое покрытие. Задвижка имеет встроенную систему промывки полости корпуса, благодаря чему очистку дна корпуса, где склонны скапливаться твердые отложения, можно осуществлять с поверхности земли.
Созданная в порядке импортозамещения продукции, поставлявшейся в Россию компанией MPOWER, наша задвижка тем не менее не является аналогом этой чешской арматуры благодаря уникальной конструкции узла уплотнения штока, созданной на основе патентованной технологии, изначально разработанной для арматуры сверхвысокого давления. Этот ключевой для данного применения арматуры узел сделан так, что по мере износа контактных поверхностей происходит «самоподтяжка» уплотнительных колец, поддерживающая необходимое для сохранения герметичности контактное усилие. Ресурс таких необслуживаемых колец превышает ресурс работы задвижки.