С докладом «Разработка шаровых кранов с управляемыми седлами для газотранспортной системы, обладающих увеличенным ресурсом и сниженной стоимостью» выступил технический эксперт МосЦКБА В.В. Мороз.
В основе разработки – оригинальное конструктивное решение: в шаровом кране установлены седла c дополнительным уплотнительным элементом, расположенным в канавке на их наружном диаметре. Благодаря этому в обоих патрубках шарового крана за седлами образуются замкнутые полости, изменение давления в которых позволяет перемещать седла либо к запорному органу, либо от него.
Для сброса давления из полостей за седлами используется штатная система управления пневмогидравлическим приводом крана, дополнительно укомплектованная клапаном управления седлами. Это решение позволяет в момент открытия или закрытия шарового крана при перемещении его шаровой пробки исключить трение между ее сферической поверхностью и уплотнительными поверхностями седел.
Внедрение предложенных специалистами ОАО «МосЦКБА» решений в серийном производстве наиболее сложных, трудно ремонтируемых и дорогостоящих цельносварных шаровых кранов больших диаметров позволит удешевить их до 20% по сравнению аналогичными кранами традиционной конструкции при повышении ресурса работы их уплотнений в 3 и более раза.
Потенциальными покупателями шаровых кранов с управляемыми седлами в первую очередь являются российские и зарубежные компании нефтегазовой отрасли, т.к. использование кранов данной конструкции по нашим прогнозам способно снизить аварийность и тем самым повысить надежность работы ГТС.