Новая конструкция шарового крана позволит выполнять ремонт без демонтажа с трубопровода.

ОАО «МосЦКБА» получило патент на изобретение «Способ ремонта шарового крана с верхним разъемом без отсоединения от магистрали».

ОАО «МосЦКБА» в рамках выполнения работ по удовлетворению  потребностей атомной энергетики в запорной арматуре занимается разработкой новых конструкций шаровых кранов, соответствующих требованиям нормативных документов. Одним из важных требований к  конструкции таких кранов является обеспечение их ремонта без демонтажа с трубопровода. В результате проведенных работ в этом направлении был разработан, изготовлен и испытан опытный образец шарового крана с верхним разъемом DN 80 Pр25, который предназначен для установки в качестве запорного устройства на трубопроводах технологических систем атомных станций в системах нормальной эксплуатации. На примененные в конструкции крана  технические решения получен патент № 2646992 на изобретение. Авторами изобретения являются Усов А.Г., Мышонков А.Н., Мороз В.В.

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в конструкциях шаровых кранов с верхним фланцевым разъемом, позволяя при их ремонте упростить замену быстроизнашиваемых деталей без отсоединения корпуса крана от трубопровода.

Технический результат от использования изобретения заключается в упрощении процесса ремонта крана и в обеспечении быстрого восстановления его герметичности.

К отличительным особенностям запатентованной конструкции относится то, что устройство для разжима седел является частью крана и выполнено в виде двух профильных кулачков (эксцентриков), жестко соединенных с шаровой пробкой и установленных сверху и снизу относительно ее сферы. Кулачки имеют два выступа, симметрично расположенные относительно плоскости, проходящей через ось вращения шаровой пробки под углом 45° к оси проходного отверстия таким образом, что максимальное расстояние между выступами кулачка больше ширины шаровой пробки, измеренной вдоль оси проходного отверстия, а минимальная ширина кулачка меньше расстояния, измеренного между торцами седел в собранном кране. Так как выступы на кулачке имеют ширину, не выходящую за пределы центрального угла в 90°, то при эксплуатации крана поворот шаровой пробки из положения «открыто» в положение «закрыто» и обратно, происходит без взаимодействия кулачков с седлами. А в случае необходимости ремонта крана, при дальнейшем повороте шаровой пробки на угол больше 90°, но меньше 180°, кулачки взаимодействуют с седлами и перемещают их вдоль оси патрубков в противоположных направлениях, что позволяет зафиксировать их в разведенном положении скобами и извлечь пробку из корпуса крана.

Запатентованные технические решения позволяют изготавливать шаровой кран по конструктивной схеме «пробка в опорах» с применением стандартных узлов и деталей, таких как шпиндель, шаровая пробка,  подпружиненные неразборные седла, „ подшипники из металлофторопластовой ленты. При этом массогабаритные характеристики корпуса такого крана меньше массогабаритных характеристик  корпусов кранов с верхним разъемом других конструкций.