Корр.– Какие конструкторские решения в производстве регулирующей арматуры Вы считаете наиболее современными?
Ю.Л. – Регулирующая трубопроводная арматура является наукоемким и высокотехнологичным направлением, где максимально проявляется инновационный потенциал отрасли, где реализуются программы импортозамещения. И здесь важно предлагать новые решения, а не копировать зарубежные аналоги.Если говорить о тенденциях, то наиболее перспективными я назвал бы следующие решения в конструкциях регулирующей арматуры: арматура с универсальными корпусами, позволяющими устанавливать (в зависимости от выполняемых задач) различные типы затворов: плунжер, клетку, антикавитационный, антишумовой затвор и т. д.; арматура с уплотнениями по затвору, способными работать при больших перепадах давлений; изготовление таких элементов затвора осуществляется посредством применения твердых сплавов, алмазных напылений, ряда других современных технологий; регулирующая арматура с разгруженной конструкцией проточной части; так называемая гибридная арматура. На последней остановлюсь чуть подробнее. Например, нашим бюро была разработана гибридная конструкция шарового крана, которая совмещает в себе функции полноценного регулирования и запорного устройства. А в ближайшее время мы представим еще одну свою разработку: выполненную на базе шарового крана конструкцию для ступенчатого регулирования дебета скважин, которая также совмещает в себе функции запорной арматуры. Это устройство рассчитано на номинальное давление PN 35,0 МПа и позволяет работать с углеводородами, имеющими повышенное содержание H2S и твердых включений.
Корр. – Удовлетворяют ли российские производители текущие потребности нефтегазовой отрасли России?
Ю.Л. – Судя по данным статистики, нет. Доля импорта в общем объеме российского рынка арматуростроения составляет более 50 %. И этот показатель относительно стабилен уже на протяжении ряда лет, а некоторые его колебания имеют пока в основном негативную тенденцию. Импорт шаровых кранов и регулирующих клапанов, основным потребителем которых является ПАО «Газпром», составляет около 50 % всей ввозимой арматуры. Импорт стальных задвижек, крупнейшим потребителем каковых являются предприятия нефтяной промышленности, составляет, по нашим оценкам, около 40 %, т. е. вполне соизмерим с объемом их внутреннего производства. Наибольшая зависимость от зарубежных производителей просматривается в отношении сложной, наукоемкой трубопроводной арматуры, применяемой, например, при добыче трудноизвлекаемых запасов углеводородов, работе на шельфовых месторождениях и т. п.Но если судить по научно-техническому и производственному потенциалу, то отечественное арматуростроение способно более полно удовлетворять потребности внутреннего рынка. Это одна из немногих отраслей машиностроения, которая своевременно провела техническое перевооружение, сохранила научный потенциал и имеет определенные резервы производственных мощностей. В арсенале отечественных производителей запорной, регулирующей арматуры и приводной техники есть серьезные наработки, направленные на замещение импорта. Опытные образцы такой продукции были представлены на прошедшем в Москве в апреле текущего года Международном арматуростроительном форуме. В частности, широко были представлены аналоги продукции, традиционно закупаемой по линии ПАО «Газпром» и размещенной на сайте этой организации в разделе «Импортозамещение» (см. «Перечень импортной продукции»). Одних только аналогов регулирующих клапанов фир-мы Mokveld (Голландия)– пять вариантов! Так почему же эти разработки не доходят до нефтегазовых предприятий? Почему программы импортозамещения не работают?Пользуясь случаем, я приглашаю читателей журнала «Газовая промышленность» посетить Арматуростроительный форум 2016 г. и принять участие в его деловой программе. Я очень надеюсь, что наши нефтегазовые корпорации наконец-то повернутся лицом к отечественным машиностроителям и их инновациям. Если уж мы заговорили об удовлетворении, то давайте сделаем этот процесс обоюдным. Тогда и структура рынка станет более позитивной, и макроэкономические показатели в целом улучшатся. В общем, всем будет хорошо…
Корр.– Неблагоприятные условия при добыче и переработке нефти и газа зачастую требуют использования износо- и коррозионностойких сплавов. Расскажите о новых сплавах, которые используются при производстве нефтегазовой арматуры.
Ю.Л. – Наиболее актуальной в данной связи является защита металла, работающего в условиях механических нагрузок при дополнительном воздействии сероводорода. Повышенное содержание Н2S характерно, например, для месторождений углеводородов Астраханского региона. При этих условиях эксплуатации следует применять стали и сплавы, стойкие к различным модификациям сероводородного растрескивания. Такие материалы имеются. Кроме того, данная задача может быть решена посредством применения керамических материалов, использования пластмасс, полимерных композиционных материалов (ПКМ). В настоящее время про-водятся работы по освоению производства трубопроводной арматуры из ПКМ. Осуществляется подготовка к изготовлению опытных образцов шаровых кранов DN50, PN25. В этих кранах используется комбинация уникальных свойств радиационно-модифицированного политетрафторэтилена (ПТФЭ). Это позволит получить арматуру, обладающую высокой химической и износостойкостью, низким усилием управления. Но здесь еще многое предстоит сделать.Еще более перспективно применение современных износостойких покрытий с использованием новых технологий, основанных на физическом воздействии на поверхность обрабатываемого металла. Это наделяет арматуру новыми эксплуатационными свойствами, расширяет области ее применения.
Корр. – Техническое обслуживание трубопроводной арматуры (ТПА) составляет большую часть затрат на протяжении срока ее эксплуатации. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее эффективные способы сокращения таких затрат? Существует ли арматура с минимальными затратами на техническое обслуживание (ТО)? Ведутся ли работы по созданию и внедрению новых видов ТПА с увеличенными сроками ремонтопригодности?
Ю.Л. – Конечно, затраты на техническое обслуживание необходимо снижать. Но помимо локальных затрат на смену прокладок, перенабивку сальников и т.п. – всего того, что входит в комплекс технического обслуживания арматуры, – существуют и затраты второго порядка, обусловленные простоем оборудования, технологической линии в целом или ее участка на период проведения ТО арматуры. А это уже совсем другие деньги. Сточки зрения арматуростроителя, я бы выделил два способа снижения таких издержек: применение современных материалов и технологий, о чем было сказано ранее; и применение инженерных решений, связанных с созданием, если так можно выразиться, арматурных блоков. В качестве примера последних назову блоки предохранительных клапанов с переключающими устройствами. Производство таких блоков освоено на ряде специализированных арматурных заводов, и эта продукция вполне востребована, несмотря на ее относительную дороговизну. Дело в том, что затраты на ее приобретение окупаются, и это хорошо понимают эксплуатационники. Посредством переключающего устройства в технологический процесс задействуется какой-то один клапан, а в отношении другого в это время можно проводить ТО. Подобные решения позволяют проводить обслуживание арматуры без остановки технологического процесса.Возвращаясь же к теме применения современных материалов и технологий, позволю себе такое крамольное высказывание: самым кардинальным способом снижения эксплуатационных затрат и повышения надежности арматуры является отказ от классических, традиционно применяемых в арматуростроении конструктивных решений! Мы работаем сейчас над совершенно фантастической технологией герметизации подвижных и не-подвижных соединений, которая заставляет в корне пересмотреть принципы конструирования не только арматуры, но и любого оборудования, работающего под давлением. По этой технологии был разработан полнопроходный запорный клапан DN6, PN320, опытный образец которого успешно прошел сертификационные и ресурсные испытания и показал превосходные результаты. Это уже не просто импортозамещение, это – прорыв в будущее, хотя сама идея – еще из советского прошлого.
Корр.– Как Вы оцениваете перспективы применения нанотехнологий в арматуростроении?
Ю.Л. – Когда я говорю о нанотехнологиях, то в первую очередь имею в виду не какую-либо «фишку», применяемую в основном как дань моде, а конкретно химико-термическое модифицирование поверхности металла, в результате чего образуется наноповерхностный слой. Этим, в свою очередь, достигается повышенная надежность, работоспособность в жестких условиях эксплуатации, сокращаются продуктовые и энергетические потери. Нанотехнологии (в том смысле, в котором я готов их адекватно воспринимать) требуют повышенной чистоты производства и поэтому должны осуществляться либо в вакууме, либо в плазме тлеющего разряда. Таких технологий я на наших отраслевых предприятиях не встречал. Ну что ж, есть к чему стремиться.
Корр.– Что, по Вашему мнению, следует изменить в области арматуростроения для вывода этой отрасли российской промышленности на лидирующие позиции на между-народном рынке?
Ю.Л. – Повторюсь, техническая вооруженность отрасли арматуростроения находится на достаточно высоком уровне. Сегодня на арматурных заводах мы встречаем современные обрабатывающие центры, робототехнику, другое высокопроизводительное оборудование. На предприятиях задействован квалифицированный персонал, сюда при-ходят выпускники ведущих высших учебных заведений. В отрасли следят и за мировыми тенденциями, достижениями зарубежной практики. Полагаю, что выход отечественного арматуростроения на международный рынок должен осуществляться посредством освоения высокотехнологичной продукции: регулирующей и предохранительной арматуры, современных конструкций шаровых кранов и шиберных задвижек, надежной приводной техники. Думаю, что при этом не стоит соревноваться с восточным соседом, наращивая производство арматуры экономкласса. Одним словом, надо четко расставить приоритеты.Кроме того, российским арматуростроителям необходимо освоить применение на своих производствах конструкционных материалов, в первую очередь сталей, отвечающих требованиям стандартов ASME-ANSI и EN, что является, пожалуй, основным условием выхода нашей продукции на мировой уровень и что у нас, к сожалению, пока мало практикуется. Хотя следует отметить, что изготавливать арматуру с техническими характеристиками (присоединительные размеры и т. п.), отвечающую требованиям стандартов API (Американский нефтяной институт), может сегодня практически любое российское арматуростроительное предприятие.Вместе с тем сегодня для отечественного машиностроения крайне актуальна и важна государственная поддержка. В этом направлении определенную работу проводит Научно-промышленная ассоциация арматуростроителей. Недавно разработанная программа стратегического развития Ассоциации направлена на выстраивание диалога с государством и, я уверен, послужит делу консолидации внутри отрасли.
Материал подготовила Е. Г. Остроумова (ООО «Газоил пресс)
Интервью опубликовано в журнале «Газовая промышленность»